Как организовать игру детей разного возраста

Большинство родителей, у кого есть малыши разных лет, сталкиваются с проблемой, как организовать их совместную игру, чтобы всем было интересно и не возникало конфликтов. Существует много игр и занятий, которые подойдут и малышам, и детям постарше. Совместные игры полезны всем детям – старшие уже знают много игр, распределяют роли, задают линию поведения, младшие повторяют за ними, с удовольствием следуют за старшими детьми, что дает им игровой опыт. Старший поможет и успокоит маленького, если у того что-то не получается. У малышей есть пример для подражания. Старшие дети учатся ответственности, это его первое важное дело, которым он сам руководит.

Сюжетно-ролевые игры

Это одни из самых любимых у детей всех возрастов, хорошо подойдут  как для двух-трехлетних малышей, так и для старших дошкольников. В сюжетно-ролевых играх дети стараются как можно заметнее проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. Играя вместе, дети начинают учитывать желания и действия другого ребенка, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. Большинство ролевых игр детей наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений, поэтому интересны и полезны для всех возрастов.

Игра в «Семью» - пожалуй, одна из самых популярных сюжетно-ролевых игр. Старшие дети обычно играют роль мам и пап, а младшие дети – роль ребенка. «Семья» ходит на работу и в детский сад, болеет, отдыхает, ссорится и мирится. Такая игрушечная модель семьи чаще всего основана на реальном поведении и привычках членов реальной семьи, поэтому, наблюдая за играющими детьми, родители могут получить полезную информацию о том, что беспокоит малышей, какой видится им семья, чего они боятся, что хотели бы поменять в отношениях.

Игра в «Детский сад» покажет маме, как дети ведут себя, когда ее нет рядом. Можно услышать интонации воспитательницы, рассказ о мальчике в группе, который, возможно, обижает малыша, а сам ребенок сказать родителям об этом боится. Все эти тонкости общения в детском коллективе будет полезно узнать родителям.

«Больница» - отличная игра для выработки навыков поведения в социуме и расширения кругозора. Старший ребенок «лечит» младшего, помогая тому запомнить названия разных частей тела, процедур, проводимых доктором. Игра может помочь справиться со страхом перед докторами. Детям можно помочь сшить белый халат из старой папиной рубашки или простыни, рассказать о человеческом организме, о врачах, какие они бывают, какие болезни лечат, провести познавательную беседу о здоровье, профилактике болезней. Для игры можно использовать игрушечные наборы, а можно использовать заменители – например, градусником будет деревянная палочка, трубочкой для взятия крови – стержень от ручки. Заменители использовать лучше, для развития воображения и фантазии.

Сценарные игры могут быть любыми, главное, чтобы ситуация была знакомой всем детям. Вообще, сценарий игры может быть абсолютно любой, главное, чтобы предлагаемые в игре обстоятельства были знакомы как старшим, так и младшим участникам.

В сюжетно-ролевых играх можно также использовать и другие сценарии, например, «Поезд», на котором дети путешествовали, или «Аэропорт», где старший ребенок может быть летчиком самолета, а младший – пассажиром. Мама или папа могут выступить в роли Директора  Аэропорта и рассказать детям о работе разных служб этого места. Подобные игры помогут детям усвоить правила поведения в общественных местах, больше узнать о разных профессиях.

Отдельно стоит рассказать о такой игре, как «МЧС». Главная цель этой игры - не только познакомить детей с трудной и почетной профессией спасателя, но и научить их в случае необходимости действовать четко и слаженно. Достаточно разыграть проблемные ситуации и разработать алгоритм поведения людей в них. Старший ребенок – спасатель, который может быть и врачом, и альпинистом, и пожарным, и водителем, малыш вполне может изобразить попавшего в беду, а мама станет тележурналистом и оператором, освещающим чрезвычайную ситуацию.

Не ограничивайте фантазию своих детей, пусть любой самый неожиданный поворот сценария будет реализован в игре.

Игры-сказки

«Репка». Малыш двух лет, даже если не очень понимает смысл происходящего, с удовольствием изобразит репку, изо всех сил держась за стул; игрушечные зверюшки – кошку, Жучку и мышку (если есть живые, можно попробовать с их участием, хотя это может доставить определенные сложности). Старший ребенок может исполнять роль «деда» или «бабы», управлять игрушками-персонажами, а мама - вслух читать сказку, чтобы все участники не забыли свои роли. Репка вытащится,  когда все персонажи соберутся вместе – мама, папа, старший брат или сестра, бабушка с дедушкой.

«Колобок» - сказка-игра, позволяющая самому маленькому ребенку побыть в роли самого проворного и хитрого, по сравнению со старшим братом или сестрой малыш ощущает некоторую неполноценность, а эта игра поднимет крохе самооценку и поможет ему раскрыться в новой для себя роли. Даже если колобка все же съели, от всех остальных героев он все-таки ушел. Можно и изменить финал сказки, чтобы и Лиса не смогла съесть колобка. Старший ребенок может побыть сказочником, или хитрой лисой. От мамы потребуется предварительная приватная беседа со старшим ребенком: «Мы с тобой придумаем игру для братика (сестрички), чтобы он(а) себя почувствовал(а) большим, сильным и ловким, как ты! Помоги братику, если потребуется, но дай и ему самому почувствовать себя главным, это ведь про него сказка!»»

Также можно использовать и другие сказки, в которых присутствуют различные герои, большие и маленькие животные. («Теремок», «Бременские музыканты»). Недостающими «актерами» могут побыть игрушки, друзья или мама с папой.

Подвижные игры

Их любят все дети независимо от возраста. Эти игры важны как для развития двигательной активности, так и для формирования социального поведения. Старший учится быть не только ловким и быстрым, но также терпеливым и великодушным по отношению к младшему. Обычные догонялки не подходят для разновозрастных детей, старший быстрее, а бегать «вполсилы» 5-6-летние малыши еще не умеют. А прятки или жмурки дети вполне смогут играть вместе. Можно еще предложить старшему ребенку придумать танец под веселую любимую музыку и попробовать научить малыша.

Развиваем внимание

Запутывалки

Один из детей - ведущий. Он произносит вслух «Ухо!» и должен при этом взяться за ухо. Произносит «нос!» - берется за нос. Второй ребенок повторяет за ним. Через некоторое время ведущий начинает запутывать второго игрока, «ошибаться»: например, говорит «нос!», а берется за ухо. Задача второго игрока не сбиться. Ведущим может быть малыш независимо от возраста.

Что поменялось?

Один из малышей ставит на стол несколько игрушек, второй должен внимательно их рассмотреть и запомнить. Теперь второй игрок должен отвернуться или закрыть глаза ладошкой. Первый игрок убирает одну из игрушек. Второй малыш поворачивается и определяет, какой игрушки не хватает. Чем младше ребенок, тем меньше предметов используется в игре. Постепенно, в зависимости от успехов и возраста детей игру можно усложнять. Например, увеличить количество предметов, ставить похожие игрушки (кубики, различающиеся по цвету, и т.д.). Или не убирать предметы, а просто менять их местами. Когда игрок повернется, нужно спросить: «Что изменилось?» Игра развивает зрительную память и внимание.

Строй не глядя

Для этой игры понадобятся кубики. Один ребенок садится на колени возле ящика с кубиками и ему завязывают глаза. Он начинает строить как можно более высокую башню. Второй ребенок громко считает, сколько кубиков удалось использовать, прежде чем башня обрушится. Теперь очередь следующего ребенка строить башню.

Жестовые игры

В этих играх старший ребенок может быть ведущим, то есть показывать движения и читать вслух стихотворение, малыш за ним повторяет.

В такой игре для каждого ребенка есть что-то привлекательное: для малыша - разнообразные движения, для старшего - ритм, содержание, и возможность научить маленького чему-нибудь новому. Для этих игр лучше выбрать стихи небольшие по объему, но очень яркие, образные - например, «Дождь» Самуила Маршака:

По небу голубому

Проехал грохот грома, (хлопаем в ладоши над головой)

И снова все молчит. (палец к губам)

А миг спустя мы слышим, (ладонь к уху, прислушиваемся)

Как весело и быстро,

По всем зеленым листьям, (соединяя ладони, шуршим)

По всем железным крышам, (топаем ногами)

По цветникам, скамейкам, (стучим пальчиками по стульям)

По ведрам и по лейкам (стучим пальчиками по полу)

Пролетный дождь стучит.

 

Можно использовать маленькие стихотворения:

Спит (ручки под щечку) на льдине (небольшой полукруг руками)

Целый день (большой круг руками)

Толстый (надуваем щеки)

Маленький (изображаем двумя пальцами)

Тюлень. (руки вдоль тела, пальцы в разные стороны, покачиваемся)

У ленивого растяпы (ручку под щечки)

Превратились в ласты лапы (руки вытянули вперед, ладони попеременно вверх-вниз).

Мирись, мирись, мирись…

В процессе игры могут возникнуть конфликты, это, скорее всего, неизбежно. Дети и в 3, и в 6 лет уже имеют собственное мнение, но еще не могут поставить себя на место другого и посмотреть на ситуацию со стороны. Эгоизм у малышей - вещь естественная, стыдить за него не надо, лучше помочь разобрать конфликт. Предложить детям разбираться самостоятельно не совсем верно, лучше маме вмешаться, пока дело не дошло до драки, в противном случае совместная игра закончится слезами и обидами. Не стоит никогда говорить старшему ребенку: «Уступи братику, потому что он маленький, а ты вон какой большой!». Старший малыш может никак не проявлять свою ревность, но в душе у него всегда есть страх, что с появлением младшего его стали любить меньше. И он действительно не понимает, какая связь между возрастом братика, и совместной игрой, и почему он должен уступать.

Нельзя и младшему позволять использовать возрастное преимущество. Возраст вообще не должен фигурировать. В сложной ситуации чаще виноваты оба, и лучше по очереди выслушать каждого ребенка, не перебивая, и не позволяя другому перебивать. Потом каждому в присутствии другого объяснить, в чем именно он был не прав и как можно поступить, чтобы решить проблему. А потом постараться организовать между детьми конструктивный диалог, в процессе которого всем вместе найти компромисс.

Поощряйте совместные игры ваших детей, пусть даже у малышей уже разные интересы, предпочтения и пожелания. Придумывайте игры вместе с ними, ведь брат или сестра и через много лет останутся самыми близким, родными и любимыми людьми, поэтому пусть у них останутся хорошие воспоминания о совместном детстве.

 
Все →

Советы врачей


Лямблиоз

Заражение лямблиозом было признано причиной инфекционной диареи. Дети заболевают чаще взрослых, причем пораженность детей лямблиозом достигает 40—60%.

Дальше →


Психопатии у детей

Этим понятием обозначают сборную группу непрогрессирующих патологических состояний, характеризующихся аномалиями развития личности, дисгармонией основных ее свойств, неадэкватностью реакции индивида на внешние раздражения, из-за чего такие лица становятся трудны для себя, либо для окружающих.

Дальше →