Малыш и живопись

Когда вы читаете малышу, вы вместе с ним рассматриваете иллюстрации, картинки четко прорисованы, относятся к сюжету и имеют простую цветовую гамму. А как правильно подвести ребенка к восприятию художественной картины?

С живописью дело обстоит сложнее, полотна вызывают массу вопросов о том, что хотел сказать художник, какие мысли и чувства вызвать. Вы можете начать рассказывать и о самом творце картины, и о его эпохе, о сюжете картины, о стиле, направлении, композиции – но скорее всего, запутаете ребенка. Для начала стоит просто заинтересовать малыша рассматриванием художественных полотен, ввести его в мир искусства, выступить в роли экскурсовода.

Материал для занятий

Начинать можно уже с 1,5 лет. В книжных магазинах и художественных лавках музеев можно приобрести несколько наборов открыток с репродукциями известных картин. Лучше всего купить репродукции тех картин, которые он в дальнейшем сможет увидеть в музее вашего города. Когда ребенок увидит большую картину, которую раньше держал в руках в виде открытки, он придет в восторг.

Приобретите книги с репродукциями картин и кратким описанием жизни и творчества художников, в том числе и детских книг такого рода. Их можно рассматривать и черпать нужную информацию для насыщенных и увлекательных занятий с ребенком.

Как проводить занятие

Делать все быстро. Покажите ребенку первую открытку-картину, назовите ее и уберите, тут же достаньте вторую, затем третью и так пять-семь открыток. Само занятие должно длиться не более двух–трех минут. Совместным разглядыванием открыток-репродукций можно заниматься два - три раза в день. К месту оно будет в очереди к врачу, в магазине, транспорте, чтобы занять внимание ребенка.

Со временем часть открыток замените новыми, после того как несколько раз покажете.

Основная цель занятия

Вам нужно пробудить интерес малыша к более подробному рассматриванию репродукций. У малыша должно появиться впечатление, что он увидел что–то яркое, красочное и непонятное по причине того, что толком не рассмотрел.

Он должен захотеть сам взять их в руки и начать разглядывать. Попросите его выбрать одну открытку, а остальные уберите и вместе начните внимательно рассматривать ее, задавая вопросы: «Что здесь нарисовано?», «Что делает этот человек?», «Где он находится?», «Какое у него настроение?» Только не ведите диалог в форме допроса, это должна быть беседа с объяснениями: «Да, нарисован дом, старый дом, вон какие потемневшие от времени бревна, покрытие крыши – черепица, облетела местами. А вон еще другие домики в отдалении, видишь?»

В следующее занятие снова разложите картинки и предложите  выбрать только одну открытку, чтобы подробно ее рассмотреть и обсудить. Диалог рассчитывайте вести не больше пяти минут. После таких бесед – рассматриваний должна ощущаться какая-то недосказанность, ребенок вовлекается в мир живописи и с нетерпением ожидает следующей беседы-занятия.

Расширение кругозора ребенка

Когда знакомите малыша с новыми понятиями и словами, произносите их четко, с секундной паузой. «Это старинный замок…, а это рыцарь в доспехах… на лошади надета сбруя…» Кончиком карандаша показывайте новый для малыша объект и четко называйте его. Не стоит рассказывать, для чего нужны шлем, щит или седло, эти объяснения запутают ребенка, а вам придется рассказывать об истории, прогрессе, феодальном строе или видах транспорта. Это слишком большой поток информации, занятия растянутся, ребенок устанет.

Жанры живописи

Когда ребенок втянется в занятия и привыкнет к ним, и вы почувствуете, что он вот-вот начнет скучать, разнообразьте уроки.

Попробуйте систематизировать картины. Дайте малышу открытки и предложите их разложить на кучки, а сами возьмите другой набор открыток, который вы уже не раз вместе разглядывали и тоже разложите на отдельные стопки (по жанрам: портрет, пейзаж, натюрморт, религиозно - мифологические, сказочно - былинные, исторические, бытовые и батальные сцены).

Попросите ребенка объяснить, почему именно так он разложил открытки в своих стопках, по какому принципу систематизировал полотна.

Объясните малышу ваш принцип систематизации открыток.

Закрепление материала

Попросите ребенка самого разложить набор открыток по вашему принципу: портрет к портрету, натюрморт к натюрморту. Несколько дней закрепляйте это упражнение, чтобы ребенок, почти не задумываясь, раскладывал открытки по жанрам.

Стиль художественных полотен

Следующий шаг - более детальное рассматривание репродукций. Попросите ребенка выбрать тот жанр, который ему наиболее близок и интересен, например, натюрморт. Разложите репродукции в ряд, попросите малыша выбрать две открытки, и попробуйте сравнить, кто из художников и как рисовал картину. Фрукты и цветы изображены на обеих открытках, но видно, что рисовали их разные художники. Малышу, конечно, будет сложно найти отличия в художественной манере письма и передать ее словами, тут помогите ему. «Вот тут линии более длинные, тут краска ложилась короткими мягкими мазками, здесь использовалась более яркая насыщенная палитра».

На  листе бумаги покажите, в каких стилях можно работать. Круг рисуется одной линией, а можно отдельными точками, короткими штрихами, можно наложить тень без рисования окружности – и выйдет шар. После каждого объяснения просите ребенка повторить ваши карандашные движения.

Всегда хвалите и поощряйте ребенка.

Закрепление материала

Дайте малышу в руки десять открыток со словами: «Трое художников перепутали свои картины. Надо разложить их в стопочки, кто из художников какую нарисовал?» Малышу нужно систематизировать репродукции по манере письма.

Передний план, фон картины

Познакомьте, не торопясь, малыша с новыми понятиями в живописи. Начинайте рассказывать о переднем плане, главном действующем лице, потом переходите на фон и на второстепенных персонажей. Это нужно делать в виде не сухих фактов, а совместных размышлений, придуманных игр. Например, при рассматривании портрета подведите к понятию «фон». Почему в классической живописи портреты рисовались на темном фоне? Сами сначала не говорите, что на темном люди выделяются четче, внимание концентрируется на ярком пятне лица, темный фон не отвлекает. Предложите малышу стать художником и нарисовать ваш портрет, и начните вместе выбирать, на фоне чего он будет рисовать. Встаньте в проем темной комнаты без включенного за спиной света, и попросите малыша посмотреть и запомнить свое впечатление, а потом встаньте на фоне кухонных шкафчиков. Сравните впечатления, помогите ребенку сформулировать свои ощущения, где ваше лицо более четко выделялось. На черном фоне фигуру лучше видно, но зато среди кухонного интерьера лицо мамы привычнее лицезреть.

Закрепление материала

Выберите домашние фотографии, рассмотрите их и пусть малыш назовет, кто изображен на переднем плане, кто - на заднем, что является фоном, какой фон, на его взгляд, лучше, а какие детали можно было бы убрать, как следовало бы «заснять» тот или иной персонаж. Чем больше вопросов вы придумаете, тем больше и лучше будет говорить малыш.

Цветовая гамма

Разберите картины теперь с позиции цвета. Познакомьте ребенка с цветовой палитрой, сочетаниями, смешением, наложением цветов и оттенков. Рассматривая картины, вводите понемногу в словарный запас ребенка не только новые цвета, но и новые оттенки, учите его понимать тона, полутона.

Закрепление материала

Придумайте друг другу задания. Например, нарисовать переспелую вишню, скамейку, покрашенную в цвет молодой зелени, дом цвета асфальта, вазу оттенка грозового неба.

Освещение

На прогулке  обратите внимание малыша на солнышко, которое освещает кроны деревьев. Те листья, на которые падают лучи - светлее, те, которые остаются в тени, - темнее. И за счет освещения мы видим, что крона круглая, поэтому, если нам захочется нарисовать дерево объемным, то нужно использовать все оттенки зеленого, светлые и темные.

Закрепление материала

Выберите вместе с ребенком какой-нибудь предмет, и пусть малыш изобразит его сначала освещенным солнцем справа, а затем слева.

Композиция

Это понятие можно отработать на детском рисунке. Возьмите любой рисунок малыша, где, например, изображен  он сам с другом или с кем-то из членов семьи. Он сам с другом  будет центром композиции, а, скажем, дерево, домик и солнышко – это фон. Вам обоим будет интересно анализировать «художественные произведения» со столь необычной точки зрения. Ребенок потом будет садиться рисовать и произносить серьезно: «Сейчас я нарисую композицию, а затем фон».

Закрепление материала

Вырежьте прямоугольную рамку из картона и покажите ребенку, как смотреть на различные предметы через нее, найдите главные и второстепенные объекты, научите его смотреть так, чтобы выходила интересная композиция, а не нагромождение случайных предметов. Берите эту рамочку с собой на прогулку и рассматривайте мир через нее.

Перспектива

Поставьте одну чашку на стол, другую на подоконник и предложите ребенку нарисовать стол и подоконник, а потом вместе проанализируйте рисунок. Пусть малыш сам дойдет до мысли, что чем объект дальше от нас, тем его размер меньше. На прогулке среди деревьев и тропинок,  уходящих вдаль, продолжите разговор о перспективе.

Закрепление материала

Попросите малыша нарисовать несколько пейзажей, учитывая понятия «далеко – близко».

Подведение итогов

Рассматривая детские рисунки, вы сможете оценить, насколько ребенок усвоил понятия.

Без просьбы малыша не разбирайте его рисунки на предмет композиции или перспективы. Понятно, что у него не все будет получаться правильно (он еще маленький) и, если он будет бояться ошибаться, он или станет бояться рисовать, или охладеет к рисованию. Поэтому внешне не должно быть никакой связи между творчеством ребенка и вашими занятиями живописью.

Вхождение в картину, оживление

Каждое занятие завершите сказочным путешествием в картину. Например, вы рассматриваете зимний пейзаж. Предложите малышу войти вовнутрь репродукции. Что он почувствует? Легкий ветерок, обдувающий волосы, морозный воздух, увидит и сощурится на ярко-холодное солнышко, услышит скрипящий снег под ногами, зайдет за угол дома и что-то увидит там...

Если на картине изображены люди, поинтересуйтесь у малыша, какие чувства и эмоции они испытывают. Как могут дальше развернуться события, изображенные на картине?

Игры по картине

Держа в руках репродукцию, можно придумать  несколько увлекательных игр. Показывая новую картину, спросите у малыша, если бы он был художником, как бы он ее назвал? Чем может пахнуть в этой комнате, с такой детальностью написанной художником? А почему у этой собаки такой грустный вид, что с ней случилось? В течение минуты посмотрите на натюрморт, отвернитесь и перечислите, какие овощи и фрукты нарисованы на картине. Какие имена могли бы носить изображенные на картине персонажи? Из одежды мамы и папы можно соорудить нечто похожее на костюмы на исторических полотнах, походить в этом, подумать, удобно ли было когда-то ходить в такой одежде?

Интересна игра, кто больше увидит. По очереди называются объекты, нарисованные художником. Выигрывает тот, за кем последнее слово.

Мама отворачивается, а ребенок описывает картину и маме надо догадаться,  о какой репродукции идет речь.

Речь ребенка

Помимо знакомства ребенка непосредственно с живописью, есть в этих занятиях и другая цель, еще более важная – развитие речи. Картина не только углубляет и расширяет детское представление об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

При рассматривании картин развивается умение наблюдать, мыслить, воображать, рассуждать логически. Активизируется и уточняется словарь, развивается диалогическая речь, умение отвечать на вопросы и обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы.

 
Все →

Советы врачей


Лямблиоз

Заражение лямблиозом было признано причиной инфекционной диареи. Дети заболевают чаще взрослых, причем пораженность детей лямблиозом достигает 40—60%.

Дальше →


Психопатии у детей

Этим понятием обозначают сборную группу непрогрессирующих патологических состояний, характеризующихся аномалиями развития личности, дисгармонией основных ее свойств, неадэкватностью реакции индивида на внешние раздражения, из-за чего такие лица становятся трудны для себя, либо для окружающих.

Дальше →